Поиск по сайту:

Законодательство





Преступность в России и программа борьбы с ней

(Из Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270)

Необходимость подготовки Федеральной целевой программы вызвана тем, что преступность в России, несмотря на принимаемые усилия, все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны.

Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить обвальный рост преступности. Однако она продолжает оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества.

Преступность в России

Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность. Возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний.

Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономики. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть.

Не сокращается число насильственных опасных преступлений, таких как бандитизм, угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, похищения людей, захваты заложников, криминальные взрывы и заказные убийства. По числу умышленных убийств в расчете на 100 тыс. человек Россия заняла одно из ведущих мест в мире.

Тревожны темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. Ослаблена система профилактики преступлений и правонарушений.

Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.

Криминальную напряженность усиливают незаконная миграция, нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.

Прогнозирование тенденций развития криминальной ситуации

Есть основания для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации.

В ближайшей перспективе возможны:

  • дальнейшая консолидация преступных группировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделе территории страны и объектов бизнеса на сферы преступного влияния, в результате чего может быть установлен криминальный контроль за целыми отраслями экономики; активизация международных преступных сообществ для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов. Продолжится незаконный вывоз капиталов за рубеж, увеличатся масштабы незаконной миграции;
  • усиливающееся стремление организованных преступных групп вторгнуться в политику и сферу государственного управления, лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней путем подкупа представителей власти и должностных лиц, влиять на ход выборов в представительные органы (продвижение своих депутатов), провоцировать межнациональные конфликты и политические скандалы, физическое устранение и запугивание неугодных лиц и т. п.;
  • расширение масштабов, повышение степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, все большее использование в преступных целях профессиональных знаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников, рост немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;
  • возрастание тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличение общего числа жертв противоправных посягательств, рост совокупного ущерба от них, массовые недовольства населения результатами борьбы с преступностью, отток иностранных инвесторов, резкое снижение активности процессов перехода к рыночным отношениям в результате отсутствия условий для нормального функционирования управленческих, банковских и предпринимательских структур;
  • усиление противоправной активности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, усиление влияния "воров в законе" и авторитетов преступной среды, дальнейшее развитие форм взаимной поддержки осужденных и их сообщников, находящихся на свободе;
  • рост неверия людей в способность государства эффективно обеспечить их защиту от противоправных посягательств и, как следствие этого, социальная пассивность населения, увеличение его вооруженности, создание незаконных вооруженных формирований, социальные конфликты.

Тем не менее возможности реализации системы мер целевого воздействия на преступность и установление контроля над развитием криминальных процессов в стране имеются. 

Система программных мероприятий

Программа содержит стратегию правоохранительной деятельности по приоритетным направлениям и конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных задач Программы.

В Программу включены положения принципиального характера, мероприятия узковедомственного и регионального характера будут включены в соответствующие ведомственные и региональные программы и планы.

Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям борьбы с преступностью:

  • преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;
  • противодействие организованной преступности;
  • меры по борьбе с терроризмом;
  • повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;
  • обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений;
  • реформирование уголовно-исполнительной системы;
  • реформирование правоохранительной системы, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
  • совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

Мероприятия

  • по борьбе с незаконным оборотом наркотиков,
  • строительству и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, а также жилья для персонала этих учреждений,
  • содействию трудовой занятости осужденных

предусмотрены специальными программами, утвержденными Правительством РФ, и будут реализовываться в соответствии с ними.

Программа подготовлена с учетом отечественного и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы с преступностью.